Превращение

Второй вид преобразования формы суждений, не изменяющего содержания суждений, составляет превращение.
От обращения превращение отличаемся тем, что в превращённом суждении предметом высказывания является не предикат, а субъект исходного суждения. В то же время, в отличие от обращения, при превращении рассматривается отношение субъекта исходного суждения не просто к предикату, но к понятию, противоречащему предикату.

Иными словами, если схема суждения есть S—Р, то превращением будет такое преобразование формы суждения, в результате которого выясняется отношение понятия S не к понятию Р, а к понятию не-Р.
Рассмотрим, например, суждение «все папоротники — споровые растения». Зададимся вопросом: какое высказывание может быть получено из него об отношении его субъекта (понятие «все папоротники») к понятию «нe-споровые растения», т. е. к понятию, противоречащему предикату исходного суждения? Таким будет высказывание: «ни один папоротник не есть неспоровое растение».
Рассмотрим теперь превращение общеотрицательного суждения. Пусть исходной формой суждения будет суждение: «ни один папоротник не есть цветковое растение». При превращении суждение это, очевидно, примет форму: «все папоротники — нe-цветковые растения».
Итак, все общие суждения (общеутвердительные и общеотрицательные) при превращении изменяют качество, но сохраняют количество: общеутвердительные становятся общеотрицательными и наоборот.
Рассмотрим частноутвердительное суждение, например: «некоторые люди ловки в движениях». Превратив это суждение, получаем: «некоторые люди не неловки в движениях».
Рассмотрим, наконец, частноотрицательное суждение, например: «некоторые двигатели не принадлежат к числу паровых». Превратив это суждение, получаем: «некоторые двигатели принадлежат к числу не-паровых».
Итак, все частные суждения (частноутвердительные и частноотрицательные) при превращении, так же как и общие суждения, изменяют качество, но сохраняют количество: частноутвердительные становятся частноотрицательными и наоборот.
Превращение есть лишь преобразование формы суждения. Посредством превращения мыслится то же самое отношение между понятиями, которое мыслилось в исходной форме суждения. Но как ни мало существенно с логической точки зрения это преобразование, оно всё же раскрывает с некоторой новой стороны мыслимое в исходном суждении отношение между субъектом и предикатом. И действительно: в исходной форме суждения предмет мыслится как обладающий известным свойством. В превращённой форме раскрывается, что тот же предмет не может обладать свойством или отношением, несовместимыми со свойством или отношением, которые выражаются предикатом, т. е. свойством или отношением, понятие которых противоречит понятию предиката. То же определённое свойство или отношение предмета, которые одним способом мыслились в исходной форме суждения, в превращённом суждении мыслятся уже другим способом — через отношение к противоречащему понятию.