Качество суждения

Качеством суждения называется его утвердительная или отрицательная форма. Суждение «все папоротники — растения споровые» есть суждение утвердительное. В утвердительном суждении мысль наша соединяет то, что мыслится как соединённое в самой действительности. Напротив, суждение «злаки — не споровые растения» есть отрицательное суждение. В отрицательном суждении мысль наша разъединяет, или разделяет то, что мыслится как разъединённое, или разделённое в самой действительности. Иными словами, в утвердительном суждении признаки, мыслимые в понятии предиката, не стоят в отношении противоположности с признаками, мыслимыми в понятии субъекта и указывающими на предмет суждения. Свойства споровых растений не стоят в отношении противоположности со свойствами растений, которые называются папоротниками.


Напротив, в отрицательном суждении признаки, мыслимые в предикате, стоят в отношении противоположности к признакам, мыслимым в понятии субъекта и указывающим на предмет суждения. Так, свойства споровых растений стоят в отношении противоположности к свойствам злаков.
Если бы мы мыслили отдельными суждениями, то вопрос о качестве суждения в каждом особом случае решался бы очень просто. Всякое суждение с отрицательным высказыванием было бы суждением отрицательным, всякое суждение без отрицательного высказывания было бы суждением утвердительным.
В действительности, однако, мы мыслим не отдельными суждениями, но связываем суждения, сличаем их между собой, сопоставляем, различаем и т. д.
Сопоставление суждений обнаруживает, что качество суждения, т. е. его утвердительность или отрицательность, не есть то, что принадлежит суждению независимо от его отношения к другим суждениям. Одно и то же суждение оказывается и утвердительным и отрицательным — в зависимости от того, по отношению к каким другим суждениям мы будем его рассматривать.
Пусть у нас суждение «Николаев не защитил дипломного проекта». Если бы мы рассматривали это суждение как совершенно отдельное, мы сказали бы, что по качеству это суждение отрицательное.
Рассмотрим теперь это же самое суждение относительно двух других суждений. Сначала рассмотрим его относительно суждения «только лица, защитившие дипломный проект, имеют право на звание инженера». Совершенно очевидно, что по отношению к этому суждению смысл нашего суждения «Николаев не защитил дипломного проекта» будет отрицательным. И действительно: так как Николаев не защитил дипломного проекта, а во втором суждении речь идёт только о тех, кто защитил дипломный проект, то ясно, что Николаев не входит в число лиц, которых имеет в виду субъект этого суждения.
Теперь рассмотрим отношение нашего суждения к другому суждению. «Лица, не защитившие дипломного проекта, не имеют права на звание инженера». Совершенно ясно, что по отношению к субъекту этого второго суждения смысл нашего суждения «Николаев не защитил дипломного проекта» будет утвердительным. И действительно: во втором суждении имеются в виду лица, не защитившие дипломного проекта. Но Николаев, как видно из нашего суждения, принадлежит именно к этим лицам. Таким образом, наше суждение «Николаев не защитил дипломного проекта» оказалось одновременно и отрицательным и утвердительным. Однако и в том и в другом случае смысл этот будет относительно утвердительный и относительно отрицательный. Это значит, что качество суждения не есть его безусловное свойство. Качество суждения зависит от того, с какими суждениями и с какими понятиями в суждениях мы сопоставляем смысл высказывания, качество которого мы хотим определить.
Сложность задачи увеличивается вследствие некоторой неопределённости и двусмысленности языка. Часто одна и та же в логическом отношении мысль может быть выражена как при помощи отрицания, так и без помощи отрицания. Суждения «вода есть сложное тело» и «вода не есть простое тело» выражают одну и ту же мысль, но в первое предложение не входит отрицательная форма, а во второе входит.
Качество — очень важная характеристика суждения. Утверждение или отрицание непременно мыслится во всяком суждении. Всякое суждение есть ответ на вопрос, поставленный мыслью об отношении между субъектом и предикатом. Но ответ этот непременно будет состоять или в том, что мысль соединит понятия, предметы которых соединены между собой, или, напротив, разделит эти понятия, если предметы их не стоят в связи между собой.